29мая
День военного автомобилиста
В России каждый год с 2000 года 29 мая отмечается праздник День военного автомобилиста. История и настоящее автомобильных войск в ВС СССР и России в обзоре Военпро.
История создания автомобильных войск
С появлением первого гражданского автомобиля он сразу же привлек к себе внимание военных. Возможность значительно ускорить переброску личного состава и вооружения к месту боевых действий оценили во всем мире.
Поэтому страны постепенно начали создавать в составе своих армий автомобильные подразделения. В Российской империи первая учебная автомобильная рота появилась 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге. Именно из столицы пошло распространение нового вида войск по всей стране.
К началу Первой Мировой войны русская армия имела в составе 5 отдельных авторот, которые были не полностью укомплектованы. Но первые же недели боевых действий показали невероятную эффективность такого способа передвижения и доставки грузов, поэтому все армии в срочном порядке начали вооружаться транспортными средствами.
К моменту Великой Октябрьской Социалистической Революции русские войска уже располагали 22 автомобильными подразделениями и автопарком из 10 тысяч машин.
Автомобильные войска Советского Союза
Большевики и Белогвардейцы активно использовали автомобильные войска в Гражданскую войну. Хотя из-за нестабильного положения в стране и фактического отсутствия централизованной власти были большие проблемы с поставками топлива, так что развернуться на полную мощность было невозможно.
А вот после окончательного установления советской власти оснащение Красной армии автомобилями было поставлено на поток, даже, несмотря на протесты некоторых высших военачальников.
Приверженцы кавалерии утверждали, что техника ненадежна и нуждается в постоянном обслуживании, так что не стоит ориентировать на нее, как на главное средство передвижения. Но на практике оказалось, что автомобиль значительно лучше проявляет себя в реальных боевых действиях, чем лошадь. Его невозможно испугать взрывами и огнем, он никогда не устает и не нуждается в отдыхе. При этом машина могла перевозить сразу несколько человек, а конь способен нести на себе лишь одного наездника.
Поэтому в Советском Союзе была разработана целая программа, направленная на поставку в войска автомобилей. К началу Великой Отечественной войны она не была реализована на 100%, но Красная армия все равно располагала одним из самых больших автопарков в мире.
А самое главное, что советские инженеры создавали простые и надежные конструкции, которые можно было чинить и обслуживать в полевых условиях. Также они были неприхотливы к качеству топлива и дорог, что давало заметное преимущество перед Вермахтом, который в условиях весенней распутицы не мог эффективно использовать не только автомобили, но и танковые подразделения.
В период ВОВ военные автомобилисты доставили более 101 миллиона тонн различных грузов. За образцовое и своевременное выполнение поставленных целей 15 соединений получили почетные наименования, а 94 были отмечены правительственными орденами. Более 21 тысячи водителей также получили государственные награды, а 11 стали Героями Советского Союза.
Особую роль автовойска сыграли в снабжении блокадного Ленинграда по замерзшему Ладожскому озеру. «Дорога жизни» оставалась единственной возможностью эвакуации людей из города, а также по ней доставлялись продукты, чтобы оставшиеся жители могли получить хотя бы скудный рацион.
За период блокады более 1500 полуторок ГАЗ-АА были уничтожены Люфтваффе или провалились под лед, но отважные водители с ноября и по апрель продолжали возить грузы, которые помогли ленинградцам выдержать блокаду. Недаром и на памятных 2-рублевых монетах 2000 года «Город герой – Ленинград» изображена именно полуторка, прорывающаяся по льду под бомбардировками немецкой авиации.
После войны количество автомобильной техники в войсках только увеличивалось. При этом армия стала одним из главных заказчиков для советского автопрома. Многие конструктивные новинки тестировались именно для военных нужд, а потом самые удачные переходили в гражданскую отрасль. Так что к началу 70-х годов автомобильные войска Советского Союза были одними из лучших в мире по оснащенности.
В период Афганской войны потребность в автомобилях была особенно существенной. На большей части территории Демократическая Республика Афганистан представляет собой пустынную местность, преодолеть которую пешком фактически невозможно из-за изнуряющей жары и полного отсутствия источников воды.
При этом водителям приходилось работать в сложнейших условиях, ведь асфальтированное покрытие и дорожные указатели практически отсутствовали, поэтому ориентироваться приходилось по картам. А неправильно выбранное направление грозило попадание в засаду «духов».
На территорию ДРА были введены 58 отдельная автомобильная бригада и 59 армейская бригада материального обеспечения. В их задачу входило обеспечение советского контингента вооружением и припасами, а также помощь мирному афганскому населению. За годы войны погибло 164 военнослужащих из состава автомобильных бригад, а 12 пропали без вести и тоже были признаны погибшими через несколько лет.
Автомобильные войска Российской Федерации
После распада СССР началось формирование автомобильных войск Российской Федерации. Происходил это процесс не с нуля, так что использование хорошей базы позволило получить великолепные результаты. Огромную роль сыграли военные автомобилисты в период Первой Чеченской войны. В их задачу входило:
Использование бронированных скоростных автомобилей позволяло проскакивать через засады, поэтому часто командный состав пользовался именно этим видом транспорта, как наиболее безопасным. Основными заводами по производству машин для военных нужд на сегодня являются УАЗ, КамАЗ и УралАЗ. При этом все модели проходят через сложнейшие испытания в экстремальных условиях, а лишь потом принимаются в войска.
На сегодняшний день Российская Федерация располагает одним из лучших военных автопарков в мире. У нее на вооружении есть многоцелевые внедорожники и вездеходы, а также грузовики, способные перевозить несколько десятков военнослужащих в полной экипировке или нести на своем шасси различные системы для ведения радиоэлектронной разведки, постановки помех, налаживания связи. Отдельно стоит упомянуть РСЗО, которые также устанавливаются на базу серийных грузовых моделей.
Профессиональные механики-водители очень востребованы во всех частях, поэтому контрактников стараются привлечь высокой зарплатой и возможностью поработать с самыми лучшими образцами техники. При ВУЗах СамГТУ, АГТУ, СПГГУ, СГТУ, МГИУ и РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева функционируют военные кафедры, осуществляющие подготовку офицеров запаса по специальности военных автомобилистов.
Решение о чествовании водителей военного автотранспорта было принято 24.02.2000 года Министром Обороны РФ Игорем Дмитриевичем Сергеевым. Для торжественной даты было выбрано 29 мая, поскольку именно в это день в структуре русской армии появилось такое подразделение, как автомобильные войска.
Поделиться своими воспоминаниями о службе в автомобильных войсках или загрузить фотографии по теме можно через форму комментирования.
ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!
Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.