04апреля
4 апреля - Создание ВВС ТОФ
4 апреля - Создание ВВС ТОФ. Военпро расскажет историю морской авиации Тихоокеанского флота СССР и России. Также доступны подарки ко Дню ВВС ТОФ.
Истории формирования морской авиации на Тихом океане
О необходимости создания авиационного корпуса на Дальнем Востоке разговоры шли еще в эпоху Российской Империи. В 1914 году вице-адмирал Александр Александрович Ливен обратился к морскому министру Ивану Константиновичу Григоровичу с предложением создать гидроавиационную морскую флотилию во Владивостоке.
Предложение нашло положительный отклик у руководства, но исполнению планов помешала Первая Мировая война. Сразу за ней начались кардинальные изменения в политической жизни страны: Великая Октябрьская революция, Гражданская война, создание СССР.
Поэтому создание военно-воздушных сил на Дальнем Востоке пришлось отложить до стабилизации ситуации в государстве. После окончательного становления советской власти руководство начало формирование армии, чтобы защищать границы от многочисленных внешних врагов, желающих воспользоваться слабостью России после войн и революции.
Приказ о создании ВВС при Штабе Морских сил Дальнего Востока был издан 4 апреля 1932 года. Именно этот день считается датой основания авиационного соединения в районе базирования Тихоокеанского флота.
В состав ВВС вошло две бригады тяжелых бомбардировщиков, которые разместились в Хабаровске. В скором времени одну бригаду перевели на построенный аэродром «Воздвиженка». К октябрю состав военно-воздушных сил пополнился истребительной эскадрильей, присланной коллегами из Евпатории (Черноморский флот).
К 1934 году на Дальнем Востоке были созданы 2 авиационных разведотряда, крейсерская морская эскадрилья, эскадрилья тактических бомбардировщиков, корректировочный отряд, звено волнового управления, 2 истребительных бригады.
В 1938 году успешно осуществлена масштабная реформа, результатом которой стало формирование минно-торпедного авиаполка, а также практически полная смена командного состава. В этом же году состоялось и боевое крещение летчиков, которые приняли участие в краткосрочной советско-японской войне. От ТОФ в боевых действиях была задействована 10-ыйя смешанный авиаполк бомбардировщиков. Красная армия успешно решила задачу по отражению агрессии.
Военно-воздушные силы Тихоокеанского региона в годы ВОВ
К моменту нападения Третьего Рейха на советскую землю в составе ВВС ТОФ было 22 боеспособных авиазвена различного назначения. Первые дни принесли колоссальные потери для СССР в области авиации, так как большинство самолетов противник уничтожил еще на аэродромах.
Господство Люфтваффе в воздухе не позволяло эффективно обороняться и на многих участках фронта ситуация была катастрофической. Поэтому уже в августе 1941 года все авиачасти ТОФ приведены в режим полной боевой готовности. Многие летчики отправились на фронт добровольцами.
Но советское руководство должно было считаться и с опасностью японского вторжения, так что не было возможности снять с Дальнего Востока большое количество эскадрилий и перевести их на советско-немецкий фронт. Поэтому основной задачей перед командованием ВВС ТОФ ставилось стратегическое сдерживание квантукской армии, чтобы избежать войны на два фронта.
В 1943 году РККА перехватила инициативу и до самой капитуляции Рейха уже не проигрывала крупных сражений. Поэтому началось наращивание группировки на советско-японской границе, поскольку было понятно, что с падением Берлина Токио не прекратит войну. К началу атаки советских войск на позиции японцев в составе ВВС ТОФ насчитывалось 1790 летательных аппаратов.
Война с милитаристской Японией продлилась всего 12 дней, но авиация успела совершить 4724 боевых вылета, из которых 3550 пришлось на самолеты Тихоокеанского флота. Боевые потери составили 37 машин, а еще 20 было уничтожено по другим причинам. Не вернулись с заданий 55 человек, а 15 бойцам была вручена золотая звезда Героя Советского Союза.
Морская авиация ТОФ в послевоенные годы
После завершения войны началось активное реформирование армии, которое полностью изменило состав Дальневосточной авиации. Были сформированы Сахалинская и Камчатская военные флотилии, которые тоже комплектовались авиационными корпусами. Вместе с тем переход к мирному времени характеризовался сокращением численности военных частей, так что технику отправляли на хранение вглубь материковой части. Штурмовую авиацию расформировали в полном составе.
Но завершение Второй Мировой войны спровоцировало целый ряд региональных конфликтов по всему земному шару. Фактически планета разделилась на два противоборствующих лагеря: коммунистический и капиталистический. США и СССР стали сверхдержавами, чьи интересы простирались далеко за пределы государственных границ. Поэтому в 1950 году советские самолеты в составе трех истребительных дивизий были отправлены в Китай для оказания помощи дружественному правительству.
Боевые действия пришлось вести в основном против американских пилотов, которые на начальном этапе войны показывали лучшую выучку и чаще выходили победителями в схватках. Командование учло ошибки при подготовке личного состава, так что были внесены необходимые коррективы и на завершающей стадии ситуация значительно улучшилась. За период конфликта потеряно 7 летчиков и 20 самолетов. Также сбит один транспортный Ил-12, в котором погиб 21 человек.
С 1951 года производится переход военной авиации на реактивные машины. Это привело к необходимости строительства современных аэродромов. А в 1955 году в составе ТОФ появилась первая вертолетная часть. Летательные аппараты с вертикальным взлетом обладали прекрасной маневренностью и могли выполнять задачи в труднодоступных местах, так как им не нужно было много места для посадки.
В 1960 году создается минно-торпедная авиация и противолодочные полки. А уже в следующем году получены и первые ракетоносные самолеты. Численность авиационного соединения в составе Тихоокеанского флота сокращается, но оставшиеся в строю формирования укомплектовываются самым современным вооружением. Большое внимание уделяется и подготовке специалистов высшего класса.
В 1989 году в структуре Военно-воздушных сил ТОФ создана первая и единственная в союзные времена спасательная часть, оснащенная вертолетами и самолетами. К моменту ликвидации СССР авиация Тихоокеанского военного округа находилась в своем расцвете.
Морская авиация Российской Федерации в Тихоокеанском регионе
Вхождение в состав вооруженных сил РФ началось сразу после подписания договора о ликвидации СССР. Тяжелые экономические условия в период перехода на рыночную экономику не позволяли содержать большую армию, поэтому 1991-1993 годы характеризуются массовым сокращением частей военно-морской авиации.
Было расформировано более половины всех эскадрилий, а технику отправили на консервацию. Но даже в таких условиях проводилась модернизация и переоснащение оставшихся частей на современном уровне, чтобы не отставать от стран Запада.
В период после распада СССР были сняты с вооружения Як-38 (заменены на Су-25), Ту-16, Су-17 (заменены на Су-24М и Су-24МР), Ан-12РР (заменены на Ан-26 и Ту-134). Хранить огромное количество устаревшей техники было не рентабельно, поэтому в 1997 году была создана специальная база для утилизации списанных видов техники. В первый год было утилизировано около 200 машин различных модификаций.
Руководство соединений стремилось сохранить минимальное по штату мирного времени количество боевых машин, поскольку денег на их обслуживание катастрофически не хватало.
Ситуация начала исправляться после преодоления кризиса 90-х годов. В начале нового века удалось наладить снабжение армии и заняться ее модернизацией. Летчики получили возможность заниматься не только на тренажерах, но и делать полноценные вылеты, в том числе и в дальние районы. Авиацию начали задействовать и в масштабных учениях, проводимых на Тихоокеанском флоте.
В 2012 году была полностью ликвидирована морская ракетоносная авиация, но часть машин по-прежнему находится на аэродромах и ждет дальнейших распоряжений по передислокации в другие воинские формирования. На ближайшие годы запланирована масштабное перевооружение ВВС, поскольку многие виды техники уже не соответствуют актуальным требованиям современного мира.
Как поздравить летчиков и наземный персонал ВВС ТОФ с праздником?
Военторг Военпро подготовил специальные подарки к Дню создания ВВС ТОФ. В ассортименте можно найти большое количество разнообразных товаров с узнаваемой символикой. Символические презенты выполнены весьма качественно, так что отлично подойдут для вручения военным летчикам, инженерам, механикам и другим людям, которые проходят службу или работают на гражданских специальностях в авиации Тихоокеанского флота.
Знаки ВВС ТОФ совпадают с общими обозначениями для всех сил ВМФ. На фюзеляж самолета наносится Андреевский флаг, который является одним из наиболее популярных сувениров военной тематики. Также можно не только купить подарки ко Дню создания ВВС Тихоокеанского флота, но и заказать индивидуальные изделия, например, футболки с принтами или флаги с названиями родных городов для получателей презентов.
Поделиться своими впечатлениями от службы в ВВС ТОФ, оставить отзыв или загрузить фотографии из собственного архива можно через специальные формы внизу статьи.
ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, НАГРУДНЫЕ ЗНАКИ И МЕДАЛИ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!
Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.